Добавлено: 27 окт 2011, 23:52
«Нахда» от создания до революции
Партия была создана в 1981 году под названием Движение исламской направленности (ДИН). Главным идеологом партии и одним из ее основателей считается писатель и мыслитель Рашид Ганнуши, который учился философии в Сирии, где и попал под влияние исламистских идей. Идеология партии традиционно основывалась на убеждении, что ислам представляет собой всеобъемлющую модель для организации жизни, которая воплощается в полной мере лишь в исламском государстве. Тунисские исламисты были исторически связаны с египетским движением «Братья-мусульмане», и эта связь сохранилась до настоящего времени.
В 1980-е годы в различных регионах Туниса под эгидой ДИН создавались благотворительные ассоциации, комитеты социальной помощи, шла активная пропагандистская и организационная работа с молодежью. Власти не могли выработать последовательную и эффективную политику в отношении исламистов – серии арестов и репрессий сменялись периодами перемирия. В 1987 году оставшиеся на свободе исламисты даже готовили мятеж с целью последующего захвата власти.
Генерал в отставке Зин аль-Абидин Бен Али, захвативший власть в результате государственного переворота 7 ноября 1987 года (получившего название «жасминовой революции»), провел ограниченные либеральные реформы, которые включали введение многопартийности и допуск к участию в выборах умеренных исламистов. В 1989 году партия ДИН изменила название на «Нахда». Хотя «Нахда» и не получила официальной регистрации, ее активистам разрешили принять участие в выборах в Палату депутатов (законодательное собрание) в 1989 году и в муниципальных выборах в 1990 году по спискам «независимых кандидатов». На выборах в законодательное собрание исламисты получили, по официальным данным, от 8% до 17% голосов (по неофициальной оценке, до 30%). В силу особенностей мажоритарной избирательной системы официальные результаты выборов не позволили активистам «Нахды» получить ни одного депутатского мандата в Палате депутатов. Вместе с тем выборы показали, что исламисты являлись главной оппозиционной силой режима.
Опасаясь усиления исламистского движения и наблюдая за аналогичным процессом в соседнем Алжире (где росло влияние Исламского фронта спасения), Бен Али отказался от курса на демократизацию и начал борьбу с «Нахдой». Р.Ганнуши вынужден был покинуть Тунис в 1989 году. Впоследствии он был заочно приговорен к пожизненному тюремному заключению. Партия была запрещена в 1991 году. Как и лидер «Нахды», многие активисты вынуждены были покинуть страну. Немало других прошли через тунисские тюрьмы, где они подвергались пыткам.
В результате жестких мер властей тунисские исламисты фактически исчезли с национальной политической сцены. Очаги их относительно слабой деятельности сформировались в Лондоне (куда перебрался сам М.Ганнуши) и Париже. Снижению популярности «Нахды» в Тунисе в 1990-е годы также способствовала начавшаяся в Алжире гражданская война между мощным исламистским движением и едва уцелевшим государством. Тунисцы не хотели повторения подобного сценария в своей стране. По этой причине жесткая линия Бен Али в отношении исламистов в целом опиралась на одобрение как политической, экономической и интеллектуальной элит страны, так и большинства тунисцев.
Партия «Нахда» не играла серьезной роли в событиях, которые привели к свержению режима. Это в значительной мере объясняется многолетним контролем над партией и борьбой с ее активистами режимом Бен Али. Мечети контролировались властями и не могли служить местами сбора оппозиционеров, обсуждения и пропаганды антиправительственных идей (как в 1980-е годы в Алжире).
В первых народных манифестациях участвовали лишь отдельные активисты и члены партии по своему собственному желанию без какой-либо направляющей роли руководства. Большинство исламистов присоединились к движению позднее, когда показалась возможность мощного давления на власть через уличные акции протеста.
Партия была создана в 1981 году под названием Движение исламской направленности (ДИН). Главным идеологом партии и одним из ее основателей считается писатель и мыслитель Рашид Ганнуши, который учился философии в Сирии, где и попал под влияние исламистских идей. Идеология партии традиционно основывалась на убеждении, что ислам представляет собой всеобъемлющую модель для организации жизни, которая воплощается в полной мере лишь в исламском государстве. Тунисские исламисты были исторически связаны с египетским движением «Братья-мусульмане», и эта связь сохранилась до настоящего времени.
В 1980-е годы в различных регионах Туниса под эгидой ДИН создавались благотворительные ассоциации, комитеты социальной помощи, шла активная пропагандистская и организационная работа с молодежью. Власти не могли выработать последовательную и эффективную политику в отношении исламистов – серии арестов и репрессий сменялись периодами перемирия. В 1987 году оставшиеся на свободе исламисты даже готовили мятеж с целью последующего захвата власти.
Генерал в отставке Зин аль-Абидин Бен Али, захвативший власть в результате государственного переворота 7 ноября 1987 года (получившего название «жасминовой революции»), провел ограниченные либеральные реформы, которые включали введение многопартийности и допуск к участию в выборах умеренных исламистов. В 1989 году партия ДИН изменила название на «Нахда». Хотя «Нахда» и не получила официальной регистрации, ее активистам разрешили принять участие в выборах в Палату депутатов (законодательное собрание) в 1989 году и в муниципальных выборах в 1990 году по спискам «независимых кандидатов». На выборах в законодательное собрание исламисты получили, по официальным данным, от 8% до 17% голосов (по неофициальной оценке, до 30%). В силу особенностей мажоритарной избирательной системы официальные результаты выборов не позволили активистам «Нахды» получить ни одного депутатского мандата в Палате депутатов. Вместе с тем выборы показали, что исламисты являлись главной оппозиционной силой режима.
Опасаясь усиления исламистского движения и наблюдая за аналогичным процессом в соседнем Алжире (где росло влияние Исламского фронта спасения), Бен Али отказался от курса на демократизацию и начал борьбу с «Нахдой». Р.Ганнуши вынужден был покинуть Тунис в 1989 году. Впоследствии он был заочно приговорен к пожизненному тюремному заключению. Партия была запрещена в 1991 году. Как и лидер «Нахды», многие активисты вынуждены были покинуть страну. Немало других прошли через тунисские тюрьмы, где они подвергались пыткам.
В результате жестких мер властей тунисские исламисты фактически исчезли с национальной политической сцены. Очаги их относительно слабой деятельности сформировались в Лондоне (куда перебрался сам М.Ганнуши) и Париже. Снижению популярности «Нахды» в Тунисе в 1990-е годы также способствовала начавшаяся в Алжире гражданская война между мощным исламистским движением и едва уцелевшим государством. Тунисцы не хотели повторения подобного сценария в своей стране. По этой причине жесткая линия Бен Али в отношении исламистов в целом опиралась на одобрение как политической, экономической и интеллектуальной элит страны, так и большинства тунисцев.
Партия «Нахда» не играла серьезной роли в событиях, которые привели к свержению режима. Это в значительной мере объясняется многолетним контролем над партией и борьбой с ее активистами режимом Бен Али. Мечети контролировались властями и не могли служить местами сбора оппозиционеров, обсуждения и пропаганды антиправительственных идей (как в 1980-е годы в Алжире).
В первых народных манифестациях участвовали лишь отдельные активисты и члены партии по своему собственному желанию без какой-либо направляющей роли руководства. Большинство исламистов присоединились к движению позднее, когда показалась возможность мощного давления на власть через уличные акции протеста.