Тунис
Тунис :: Tunisie.Ru
На главную страницу сайта
Мы рекомендуем
Новый сайт Инфоцентра Tunisie

Mahdia.Ru - отели, туры

IT Digest - Mac OS X hints, program tools and languages

Opossum.SU - Кто такой ОПОССУМ?

Tunisie.SU - Тунисская социальная сеть

Фотосток, фотобанк, фотогалерея fRee gallerY




Словари
Все словари
Русско-арабский разговорник
Арабские числа

Счетчики
Рейтинг@Mail.ru

SpyLOG

Rambler's Top100


Наш рейтинг сайтов
Рейтинг разделов сайта

Тунис
Общая информация
ТВ, радио Туниса
История Туниса
Погода
Климат
Карты
Тунисцы
Россия в Тунисе
Работа в Тунисе
Природа
Тунисская кухня
Тунисская музыка
Юмор

Тунис для туристов
Общие рекомендации
Города, курорты
Лучшие отели
Талассотерапия
Расписание авиарейсов
Погода
Климат
Этого делать не стоит!
Обмен валюты
Аренда автомобиля
Туризм в Тунис
Новости туризма

Новости, статьи
Темы новостей
Новости (по датам)
Новости на PDA
Рейтинг новостей
Статьи
Добавить новость

Общение
Тунисский Форум
Старый Форум
Личные сообщения
Список пользователей
Обратная связь
Тунисские опросы
Журналы пользователей

Содержание сайта
Фотогалерея
Музыка
Ссылки
Файлы
Размещение рекламы

Тунис on-line
Погода
ТВ, радио Туниса
Курс динара

Реклама

Пользователи
Добро пожаловать Anonymous


Логин

Пароль

 

Зарегистрировались

 · Сегодня

0

 · Всего

18571


Новые пользователи
 01:Sep 18, 2018idudigyha
 02:Oct 21, 2017elacehu
 03:Oct 11, 2017RobertDiumN
 04:Oct 10, 2017ScottPar
 05:Aug 11, 2017MerlinPat

Посетителей онлайн

 · Гостей (100%)

97

 · Членов (0%)

0

 · Всего online

97


Больше всего посетителей было

 · Всего

1153

 · Членов

6

 · Гостей

1147


Серверное время
 · Время

21:54:09

 · Дата

15/09/19

 · Час. пояс

GMT + 1


Наполнение сайта
Добавить статью, новость
Добавить ссылку
Добавить файл
Добавить фото
Разместить рекламу

 
clandestine-force
БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСТОРИЕЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И РУССКОЙ ДИАСПОРОЙ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ. ХРАМЫ, ПРИХОДЫ И ОБЩИНЫ




Copyright © Колупаев В.Е. «Русские в Северной Африке», 2004.

All rights reserved.


Для связи: rostigumen@mtu-net.ru




Содержание

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ХРАМ В БИЗЕРТЕ


АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО ХРАМ В АЛЖИРЕ


ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ В РАБАТЕ


ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ В ТУНИСЕ


КИПРИАНА КАРФАГЕНСКОГО ХРАМ В ДЖЕБЕЛЬ-КЕБИР


КИПРИАНА КАРФАГЕНСКОГО, ДОМОВЫЙ ХРАМ В ТАНЖЕРЕ


ПРИХОД РПЦЗ В РАБАТЕ


РУССКИЙ ПРИХОД В КАИРЕ


СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧАСОВНЯ В МАРАККЕШЕ


ТРОИЦКИЙ ХРАМ В АЛЖИРЕ


ТРОИЦКИЙ ХРАМ В БУРНАЗЕЛЕ (КАСАБЛАНКА)


ТРОИЦКИЙ ХРАМ В КУРИБГЕ


УСПЕНСКИЙ ХРАМ В КАСАБЛАНКЕ




АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ХРАМ В БИЗЕРТЕ

Храм-памятник о Русской эскадре, построен в В 1937-1938 в Бизерте, адрес: Eglise Russe, rue d'Espagne prolongee, Bizerte, Tunisie, N-Afrique. Пожертвования на строительство храма поступали из Туниса, Франции, Чехословакии. В храме сохраняются многие реликвии, связанные с флотом. Инженер-коммерсант А.П. Клягин, передал в храм много предметов с купленного им одного из кораблей - люстры, якоря, мраморные плиты. Церковь строилась по проекту и под руководством военного-инженера полк. Н.С. Сухоржевского. Торжественное освящение храма состоялось 10 сентября 1938г. Первым настоятелем церкви был священник Иоанникий Полетаев. Вместо алтарной завесы на царских вратах повесили Андреевский флаг с корабля "Георгий Победоносец", от туда же иконы Христа Спасителя, Богоматери, Константина и Елены. Храм сильно пострадал в результате авиа-налетов на военную базу Бизерты в период второй мировой войны. В 1949г. восстановлен, под руководством игумена Феодосия, организовавшего сбор средств. В Бизерте в то время проживало 25 русских семей. Французское правительство выделило на ремонт975 000 франков, остальные суммы, до полутора миллионов, были собраны среди верующих.

Источники:

Панова М. Русский Тунис. - //Русская мысль. - Париж, 1998, N4247 (02.12).- с.14

Русская церковь в Бизерте. - // Русская мысль. - Париж, 1949.21.12.

Россия в изгнании. - М., 1999. - с.84.

Комитет по сооружению храма в Бизерте. - //Морской журнал. - Прага, 1937, N 1. - С.16.

АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО ХРАМ В АЛЖИРЕ

Устроен русскими эмигрантами первой волны. В течение тридцати лет в этом храме прослужил протоиерей Василий Шустин (в Алжир приехал после 1930).

 

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ В РАБАТЕ

В 1927 митрополит Евлогий (Георгиевский) направил в Марокко иеромонаха Варсонофия (Толстухина). По прибытии в Рабат, священник, познакомившись с паствой, приступил к выработке устава православного прихода. В скором времени, благодаря связям удалось получить от французских властей пустующий барак, покинутый строительными рабочими и преобразовать его в церковь, украсить и снабдить всем необходимым. Вслед за этим приступили к строительству каменной Воскресенской церкви. Не имея никаких средств для приобретения земли, отец Варсонофий неожиданно получил помощь от одного исцеленного араба. Русский священник помолился над больным марокканцем, который в знак благодарности подарил необходимый для строительства участок земли в районе Babe Temara (новый адрес: Bab Tamesna). Тогда это была окраина города, в прилегавшем квартале селились преимущественно испанцы.

Деньги на строительство храма поступали из разных мест русского рассеяния. Русские насельники Марокко были не богаты. Поэтому решено было устраивать русские вечера с театральной программой, на которые шли охотно французы и оставляли пожертвования.

Особой популярностью пользовались детские концерты. Митрополит Евлогий вспоминал, что русские дети своими танцевальными способностями помогали зарабатывать деньги на строительство храма.

Таким образом, в августе 1932 воздвигнут был храм стоимостью в 60 000 франков. При храме выстроена колокольня за 25 000 франков и возник домик за 25 000 франков.

На освящение храма из Парижа прибыл митрополит Евлогий, которому сослужили греческий архимандрит из Касабланки о. Димитрий и марокканское русское духовенство: - иеромонах Авраамий /Терешкевич/, иеромонах Александр /Тюменев/, - оба они приехали в Марокко в 1930 г., и диакон Евгений Вдовенко, сопровождавший владыку. На освящении присутствовали представители правительства. От Александрийского Патриарха Мелетия пришло поздравление.

В 1933 г. при церкви был открыт Благотворительный комитет и стал собирать в помощь нуждающимся деньги и вещи. О русской жизни тех лет говорят записи в церковных книгах. В 1936 г. в приходе числилось - всего 280 семей по разным городам, изменения в составе - крещено 10 младенцев (8 мальчиков, 2 девочки), бракосочетаний - 4, умерло - 8 душ.

До 1946 г. Воскресенский храм русской православной церкви а Рабате находился в каноническом подчинении Русского Экзархата в Париже, затем перешел в юрисдисцию Московской Патриархии.

Пример строительства Воскресенского храма в столице воодушевил наших соотечественников на создание православных приходов в других местах. "Да благословит Господь все Ваши добрые пастырские начинания, особенно же по устроению святых храмов Божиих. Очень радуется мое сердце, что в далекой Африке раздается глас Слова Божия на родном нашем славянском языке, впрочем, впервые от начала мира", - написал владыка Евлогий в одном из писем в Рабат

Источники:

Certificat, T. F 5409/r.

Statuts. Association de L’Eglise Orthodoxe et Foyer Russe au Maroc, 1927, le 30 nov.

Statuts. Association de L’Eglise Orthodoxe Russe au Maroc, 1958.

(Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - М.: Московский рабочий, 1994.

Историческая записка о Воскресенском храме в г. Рабате. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма в Рабате, Марокко.

Клировая ведомость. - Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан.

Колупаев В.Е. Русские в Северной Африке, 1920-1998: Диссертация на соискание ученой степени кандидат исторических наук. - М., 1999.

Письмо митрополита Евлогия, 1929.15/28.02. - Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ В ТУНИСЕ

После расформирования Русской эскадры и расселения наших соотечественников по Северной Африке, русская колония появилась в столице Туниса. Православные богослужения проводил протоиерей Константин Малиженовский в домовом храме. С переездом в Тунис русских беженцев из лагерей для перемещенных лиц в Германии, русская колония в этой стране значительно возросла. Назначенный в Тунис епископ Нафанаил (Львов) приступил к строительству кафедрального собора для всего Магриба. В Северной Африке проживало тогда около 4 000 русских. Закладку храма была совершена 11 октября 1953, строителями были русские архитекторы Козмин и Логодовский, староста церкви С.С. Плешко. С отъездом владыки Нафанаила из Туниса, строительство остановилось. В это время присылались временные командированные священники из Европы.

В последствии церковь была достроена. Храм представляет собой небольшое белоснежное здание с покрытым глазурью куполом, увенчанным золотым православным крестом, напоминает старинные древнерусские храмы. С 1992г. русские церкви в Тунисе принадлежат Московской Патриархии. Адрес храма Святого Воскресения и святителя Киприана Карфагенского: 12, Avenue Mohammed V, Tunis, Tunisie, N-Afrique.

Источники:

Баранчук Н., (ИТАР-ТАСС). Русский храм под небом Африки. - Православный мир, 1997, N 2. - 35.

Зернин А. Русская жизнь в Тунисе. - // Русская мысль. - Париж, 1954, N690. - с.3.

Кафедральный собор в Африке. - // Русская мысль. - Париж, 1953, N 600 (25.10.).

 

КИПРИАНА КАРФАГЕНСКОГО ХРАМ В ДЖЕБЕЛЬ-КЕБИР

Русские моряки, придя в порт Бизерты, устроили свою гарнизонную церковь в одном из помещений форта Джебиль-Кебир. Настоятелем этого храма был протоиерей Георгий Спасский. Храм был снабжен иконами и утварью, взятыми на одном из кораблей. Описание храма: Гирлянды из туи и цветов, украшали белый иконостас с Царскими вратами. Справа и слева две белых хоругви и знаменитый андреевский флаг. Белые покрывала на аналоях сшиты из бязи и золотых позументов, паникадило из жести. Через узкую бойницу падает луч солнца на Тайную Вечерю над Царскими вратами. Иконостас был взят с эскадры. Плащаница, венцы, хоругви, иконы делались местными художниками. Ризы и церковные облачения шили дамы. У правого клироса, в особом киоте, располагалась местная икона Богородицы "Светлая обитель странников бездомных"; она была написана в лагере Сфаять и являлась религиозным символом утешения русских изгнанников. Мысль о написании иконы возникла на эскадре, после вещего сна, в котором, одному из соотечественников Божия Матерь предстала, как покровительница странников - беженцев. Одна русская женщина-художница Богородицу в лучах среди русских кораблей и беженских лагерей. В облаках, плывущих над морем с белыми кораблями, над зеленым полем с белыми лагерями (русских беженцев) растянула Царица Небесная Свой святой покров. При храме сложился хороший хор, сложилась традиция петь акафист, который составил о. Георгий Спасский, в честь иконы "Странников бездомных". После расформирования эскадры храм прекратил свое существование. Богослужения стали проводиться в городах Бизерта и Тунис, куда переместились русские люди.

Источники:

Берг В. Последние гардемарины. - Париж, 1930-е гг.

Кнорринг Н. Сфаят: Очерки из жизни Морского корпуса в Африке. - Париж: "Библиотека иллюстрированной России", 1930-е гг.

Спасский Георгий, прот. Сборник. - Париж, 1938.

КИПРИАНА КАРФАГЕНСКОГО, ДОМОВЫЙ ХРАМ В ТАНЖЕРЕ

Русский приход в Танжере, имел домовую церковь в честь святителя Киприана Карфагенского, богослужения в нем совершали священники, приезжавшие из Рабата. Приход просуществовала до 1962, когда было прекращено финансирование на наем помещения. Храм находился на улице Дикенс, 9. Ныне на месте дома, в котором был домовый храм святителя Киприана Карфагенского разбит сквер. (В Танжере, в саду при англиканской церкви апостола Андрея Первозванного, похоронен русский иеромонах Анастасий, с крейсера Аврора, заходившего в порт в 1905, по пути следования на Дальний Восток).

Источники:

Колупаев В.Е. Русские в Северной Африке, 1920-1998: Диссертация на соискание ученой степени кандидат исторических наук. - М., 1999.
Письмо митрополита Николая священнику Владимиру Балину, 1962.01.3. -Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан.

 

ПРИХОД РПЦЗ В РАБАТЕ

В Рабате, в 1950 самостоятельный приход РПЦЗ, который был устроен в подвальном помещении частного дома. Настоятелем этого прихода был протоиерей Григорий Баранников. Староста прихода - Г. Шпилиотов.

Вот сведения об этом приходе, которые удалось обнаружить среди скупых источников в зарубежной прессе: "С прибытием в Марокко новой группы эмигрантов, в 1947 г. и позже, бежавших от кремлевского коммунистического ига, возник вопрос о духовной пище для этой группы верующих...", - писала парижская газета "Русская мысль". И далее по публикациям тех лет: "Таким образом, в 1950г. возник в Рабате второй приход православной русской общины. Усилиями прихожан нанято подвальное помещение, старательно сделаны иконостас, иконы, церковная утварь".

Источники:

Отзыв на обращение к православной общественности - с разъяснением - "от духовенства православных русских приходов в Марокко" юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ, 1952.9/22.7.

Церковные дела в Рабате. - // Русская мысль. - Париж, 1954, N634 (16.02).

 

РУССКИЙ ПРИХОД В КАИРЕ

В Египет русские эмигранты прибыли в результате эвакуации на английских кораблях из портов Новороссийская и Одессы в 1920. Постепенно русские врачи организовали в Каире "Поликлинику русских врачей специалистов". При этом медицинском учреждении был устроен домовый храм. Служил в нем митрофорный протоиерей Симеон Неделько. Иконостас храма был выполнен по эскизу И.Я. Билибина, оформляли храм русские художники эмигранты.

Источники:

Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920 - 1970). - Paris, Librairie des cinq continents, 18, rue de Lille (7-е.).

Колупаев В.Е. Под солнцем Африки. -// Военно-исторический архив. - М., 2004, N 1 (49). - с.8-9.

 

СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧАСОВНЯ В МАРАККЕШЕ

Мараккеш - древняя столица Марокко. Здесь была устроена часовня во имя преподобного Сергия Радонежского на счет господина Сергия Фурние, принявшего православие. В 1932, в этой часовне служил литургию митрополит Евлогий (Георгиевский). Из его воспоминаний: "Я познакомился, на освящении нашего храма в Рабате, с французом-инвалидом (он хромал и носил протезы), заявившем мне, что он православный. Разговорились. В Великую войну он был тяжело ранен и попал в госпиталь, где его соседом по койке оказался русский офицер. Врачи считали paнение француза смертельным и в горячке госпитальной работы на него махнули рукой: ухода за несчастным не было никакого. Русский, сам раненный, стал за ним ухаживать и выходил больного товарища. Благодарность француза русскому другу была столь горяча и глубока, что повлияла на его религиозные убеждения. Он перешел в православие, полагая, что братская любовь по отношению к нему, чужому человеку, иностранцу и католику, есть проявление особого духа православной веры. После войны ему, как инвалиду, правительство отвело в Мараккеше большой кусок земли. Уехать туда, расставшись с русским другом, он не хотел и увез его с собою. Некоторое время они работали вместе, потом русский умер. Француз горько его оплакивал. Над его гробом он воздвиг мавзолей. Когда у него родился сын... имя ребенку дали в честь покойного друга: Дмитрий; а когда ребенок умер, его гробик поставили рядом с гробом русского... Трогательное и незабываемое впечатление! Ощущение безбрежной пустыни за полосой оливковых и апельсиновых садов... возгласы песнопения нашей православной литургии под африканским небом... и сознание, что обедню мы здесь служим благодаря тому, что два чужеземца стали братьями... Что-то в этой картине и ее смысле напоминало времена первохристианства".

Источники:

Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - М.: Московский рабочий, 1994.

Четвертое Епархиальное собрание, Париж, 1936г., 1 июля. -Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан.

ТРОИЦКИЙ ХРАМ В АЛЖИРЕ

Храм устроен русскими эмигрантами первой волны. Служил в нем протоиерей Е. Логодовский, адрес храма: 39 Bd. du Telemly, Alger, N-Afrique.

 

ТРОИЦКИЙ ХРАМ В БУРНАЗЕЛЕ (КАСАБЛАНКА)

Большая группа русских эмигрантов второй волны переехала в Марокко из беженских лагерей в Германии. Компактным местом проживания этих людей стал поселок Буназель (Bournazel), в пригороде Касабланки. Здесь в бараках разместились семьи наших соотечественников. В связи с тем. Сто Успенский русский православный храм, был расположен в центральной части Касабланки, куда было неудобно добираться большинству русских, в их среде возникает желание устроить церковь в Бурназеле. Что и было исполнено. Для богослужений приспособили один из бараков. Храм посвятили Св. Троице. Настоятелем его был протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. Староста адмирал А. Русин, помощник старосты И.Н. Ростовцев, регент хора - Е.И. Евец. Оформляли храм художники М.М. Косенко и М.М. Колтовский. В 1950, среди жителей Бурназеля было 780 человек русских, около 100 человек приняло участие в собрании на котором, поднимался вопрос о строительстве настоящей церкви и даже целого подворья, земля в размере 1 000 кв.м была уже куплена.

Источники:

В.Б. Русская жизнь в Марокко. Православная община. - // Русская мысль. - Париж, 1952, N441. - с.4.

В.Б. Русская Пасха в Касабланке. - // Русская мысль. - Париж, 1952, N448. - с.4.

Петровский Н. Церковь и политика. -// Русская мысль. - Париж, 1950.14.6.

Р. Лохмач. Касабланский русский храм под угрозой. - // Русская мысль. - Париж, 1952.21.7.

 

ТРОИЦКИЙ ХРАМ В КУРИБГЕ

В 1929 по ходатайству о. Васонофия (Толстухина) правление фосфатных копей в г. Курибге, Марокко, устроило деревянный храм, в помещении бывшей католической церкви. Первый священник - иеромонах Авраамий /Терешкевич/, был принят на работу в заводское управление, с тем, чтобы в свободное время совершать службы для русской колонии. Завод дал батюшке квартиру и положил 500 франков ежемесячного пособия. В 1937 он покинул Марокко по болезни, а на его место назначен вновь посвященный отец Михаил Ярославцев. В 1932 храм в Курибге посетил митрополит Евлогий.

Вот какое описание церкви, оставил игумен Митрофан: "Храм наш... вмещает до 150 человек, деревянный на каменном фундаменте; пол мозаичный, крыша железная; звонница с двумя колоколами и над нею большой голубой купол со звездами и восьмиконечным крестом. Внутри просторно, светло, чисто; прекрасно исполнена иконопись".

После 1956, по причине выезда всех русских из Куригбы храм был закрыт". Само здание деревянной русской церкви сохранялось до 80-х годов XX века, очевидцы из числа советских граждан, побывавшие в этих местах, видели его пустующим. В архиве Российского торгового представительства в Рабате сохранилась фотография группы специалистов из СССР, работавших на фосфатном предприятии в г. Курибге, где за их спинами видна деревянная русская церковь.

Источники:

Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - М.: Московский рабочий, 1994.

Историческая записка о Воскресенском храме в г. Рабате. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма в Рабате, Марокко.

Колупаев В.Е. Русские в Северной Африке, 1920-1998: Диссертация на соискание ученой степени кандидат исторических наук. - М., 1999.

Митрофан, игумен. Православный приход в г. Курига (Марокко). - //Журнал Московской патриархии. - М., N 4. - с. 53.

Письмо священника Владимира Балина митрополиту Николаю, 1962.06.3. - Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан.

 

УСПЕНСКИЙ ХРАМ В КАСАБЛАНКЕ

В городе Касабланка, в 1935, среди членов русского кружка возникла идея создания своей церкви. Первоначально оборудовали часовню в наемном помещении. Затем был устроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Богослужения в нем проводил приезжавший из Рабата архимандрит Варсонофий (Толстухин).

С 1948 г. этот храм перешел в ведение Русской Православной Церкви Заграницей. Общину возглавил известный в русском зарубежье священник отец Митрофан Зноско-Боровский, впоследствии епископ.

В настоящее время статистические справочники РПЦЗ помещают в сведениях о своих приходах в Африке информацию об Успенской церкви на rue de Blida, 13, настоятелем этого храма значится протоиерей Николай Семенов (священник храма - памятника, в честь святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе, Бельгия).

В помещении служебной квартиры при храме в настоящее время размещается офис Представителя Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (Delegue Honoraire du Haut Commissariat des Nations Unies pour les reftigies). Возглавляет это учреждение господин Mohamed M'Jid депутат парламента и известный марокканский общественный деятель. В самом помещении церкви поддерживается относительный порядок, в полной сохранности книги, иконы, облачения и все необходимое для совершения богослужений. На престоле Успенского храма хранится святой Антиминс, подписанный архиепископом Иоанном (Максимовичем). Сегодняшние арендаторы храма любезно разрешают придти в церковь и помолиться любому из русских.

Источники:

Записка по истории Касабланского прихода. - Успенский Храм Касабланка, Марокко. Архив. Фонд не описан.

Колупаев В.Е. Русские в Северной Африке, 1920-1998: Диссертация на соискание ученой степени кандидат исторических наук. - М., 1999.

Справочник приходов РПЦЗ. - Церковный календарь. - Джорданвилль, Издание Св.-Троицкого монастыря.




All logos and trademarks in this site are property of their respective owner. The comments, photos are property of their posters, all the rest © 2001 - 2012 by Tunisie.Ru Infocentre
Открытие страницы: 0.13 секунды