Тунис
Наш новый сайт: Tunisie.cc
На главную страницу сайта
Мы рекомендуем
Новый сайт Инфоцентра Tunisie

Mahdia.Ru - отели, туры

IT Digest - Mac OS X hints, program tools and languages

Opossum.SU - Кто такой ОПОССУМ?

Tunisie.SU - Тунисская социальная сеть

Фотосток, фотобанк, фотогалерея fRee gallerY




Словари
Все словари
Русско-арабский разговорник
Арабские числа

Счетчики
Рейтинг@Mail.ru

SpyLOG

Rambler's Top100


Наш рейтинг сайтов
Рейтинг разделов сайта

Тунис
Общая информация
ТВ, радио Туниса
История Туниса
Погода
Климат
Карты
Тунисцы
Россия в Тунисе
Работа в Тунисе
Природа
Тунисская кухня
Тунисская музыка
Юмор

Тунис для туристов
Общие рекомендации
Города, курорты
Лучшие отели
Талассотерапия
Расписание авиарейсов
Погода
Климат
Этого делать не стоит!
Обмен валюты
Аренда автомобиля
Туризм в Тунис
Новости туризма

Новости, статьи
Темы новостей
Новости (по датам)
Новости на PDA
Рейтинг новостей
Статьи
Добавить новость

Общение
Тунисский Форум
Старый Форум
Личные сообщения
Список пользователей
Обратная связь
Тунисские опросы
Журналы пользователей

Содержание сайта
Фотогалерея
Музыка
Ссылки
Файлы
Размещение рекламы

Тунис on-line
Погода
ТВ, радио Туниса
Курс динара

Реклама

Пользователи
Добро пожаловать Anonymous


Логин

Пароль

 

Зарегистрировались

 · Сегодня

0

 · Всего

18572


Новые пользователи
 01:Feb 28, 2021anetaslimak
 02:Sep 18, 2018idudigyha
 03:Oct 21, 2017elacehu
 04:Oct 11, 2017RobertDiumN
 05:Oct 10, 2017ScottPar

Посетителей онлайн

 · Гостей (100%)

122

 · Членов (0%)

0

 · Всего online

122


Больше всего посетителей было

 · Всего

1153

 · Членов

6

 · Гостей

1147


Серверное время
 · Время

02:40:31

 · Дата

04/12/21

 · Час. пояс

GMT + 0


Наполнение сайта
Добавить статью, новость
Добавить ссылку
Добавить файл
Добавить фото
Разместить рекламу

 
clandestine-force


История Туниса Зеленое знамя над Карфагеном
Разместил: olegiv 13/03/2006
Внесенное oks

Несмотря на то что Тунис - исламская страна, ее население весьма толерантно относится к верующим иных религий.
Тунис - небольшая африканская страна площадью чуть более 160 тыс. кв. км - ежегодно принимает свыше 5 млн. туристов. Нынешние россияне тоже могут познакомиться с этой интересной страной, ставшей одним из туристических центров Средиземноморья.

Здесь, на Севере Африки, обитало множество древних народов - финикийцев, греков, римлян, византийцев и арабов, которые принесли сюда ислам, ставший впоследствии государственной религией Туниса. Однако это не мешает современным тунисцам с должным почтением относиться к наследию предыдущих цивилизаций.


На руинах Карфагена

Более трех тысяч лет назад в Тунисе появились финикийцы. Примерно в 1100 г. до н.э. они основали Утику - один из древнейших городов мира. В прибрежных районах страны до сих пор встречаются руины финикийских городов. Самый известный из них - знаменитый Карфаген, руины которого входят ныне в состав города Туниса, столицы государства.

Название Карфагена ассоциируется в первую очередь с именем легендарного Ганнибала, который в конце III в. до н.э. начал отсюда долгий и многотрудный поход на Рим. Карфаген не раз разрушали, поэтому до наших дней сохранилось лишь немногое из его богатого наследия.

Больше повезло римским памятникам, которые сохранились в некоторых селениях Туниса. Пожалуй, самый внушительный из них - амфитеатр в Эль-Джеме, построенный во II в. н.э. Он мало чем уступает знаменитому Колизею в Риме.

Падение Римской империи отразилось и на истории тех земель, что ныне входят в состав Тунисской Республики. Начиная с VII века эти земли становятся одним из основных опорных пунктов ислама в странах Магриба (Северной Африке).


Зеленое знамя ислама

После смерти Пророка Мухаммада в 632 г. арабы продолжили расширять "Дар аль-Ислам" (Область ислама). После захвата ближневосточных земель они двинулись на запад, вдоль североафриканского побережья.

В 670 г. 10-тысячная конница арабов, которую возглавлял раис (полководец) Окба ибн Нафи, достигла Туниса, где им был основан город Кайруан. Он стал центром мусульманских владений в Магрибе, а ныне Кайруан является столицей одного из вилайетов (областей) Туниса. Арабы принесли в Северную Африку суннитский ислам маликитского мазхаба (толка).

В старину Кайруан называли Священным городом, Маяком ислама и Меккой Магриба. Здесь Окба ибн Нафи заложил мечеть, которую в Тунисе считают четвертой по важности мусульманской святыней (после мечетей Мекки, Медины и Иерусалима).

В 800 г. багдадский халиф Харун ар-Рашид назначил Ибрахима ибн аль-Аглаба правителем Ифрикии (Африки). Главным городом владений аль-Аглаба стал Кайруан. Его потомки Аглабиды значительно расширили большую городскую мечеть, которую стали называть Джами сиди Окба (Мечеть святого Окбы).

Теперь эта мечеть, рядом с которой находится Кладбище великих (предков), считается главным духовным центром Туниса. В праздник Маулид (День поминовения Пророка Мухаммада) она становится местом паломничества десятков тысяч верующих. Мечеть обязательно посещает президент страны, глава правительства и верховный муфтий Туниса. Отсюда Аглабиды отправляли войска на защиту своих владений или захват новых.

Большая мечеть Кайруана производит грандиозное впечатление, но в городе есть много и других интересных памятников, связанных с историей страны.

В 827 г. 10-тысячный арабский десант отплыл из Суса, ближайшего к Кайруану порта, к берегам Сицилии. С этого момента начинается история мусульманского владычества на этом острове, продолжавшегося почти 250 лет. С этим периодом связан расцвет экономики и культуры Сицилии. Арабы укреплялись и в других городах Магриба, которые стали для них своего рода перевалочным пунктом на пути в далекую Испанию.

Главная мечеть Кайруана, древнейшая в Магрибе, по возрасту немногим уступает Джами аз-Зитуна (Мечети олив) в городе Тунисе, которая была заложена в 732 г. Она расположена в самом центре города, и путь к ней лежит через самую старую часть современного Туниса, где шумит настоящий восточный базар. Здесь стоит памятник уроженцу Туниса ибн Халдуну (1332-1406) - великому арабскому историку и философу, автору "Истории арабов и берберов". В этой книге он рассказал о судьбах мусульманских народов Востока, и прежде всего хорошо известного ему Магриба. История других мусульманских памятников Туниса, например мечети в городе Сусе, построенные в VIII-IX вв., также связаны с эпохой становления его государственности.

Внутренние проблемы Магриба, в том числе постоянное противостояние с местными берберскими племенами, привели в 909 г. к падению династии Аглабидов. А в следующем году в Кайруан прибыл Убейдаллах, верховный вождь шиитской секты исмаилитов, обосновавшейся в этих краях и пользовавшейся поддержкой оседлых берберов. В Кайруане Убейдаллаха провозгласили Махди (мессией) и халифом, тем самым было положено начало династии Фатимидов, возводивших свое происхождение к дочери Пророка Мухаммада Фатиме.

Земли Туниса стали первым владением нового халифата, созданного Фатимидами, в состав которого постепенно вошли почти весь Магриб и ряд стран Ближнего Востока. Но в Тунисе религиозные новшества исмаилитов не прижились. В 916 г. последователи Убейдаллаха перенесли столицу из Кайруана в приморскую крепость, названную Махдией. Затем они и вовсе покинули Магриб и двинулись в сторону Египта, где в 969 г. их военачальник Джаухар ас-Сикили основал город аль-Кахира (Каир), ставший новой столицей государства Фатимидов (909-1171 гг.). Но тунисская Махдия сохранила роль столицы и при новой династии Зиридах (972-1148), выполнявших роль фатимидских наместников в Магрибе.


Однако религиозные противоречия постоянно давали знать о себе, и исмаилитская идеология так и не прижилась в Тунисе. В Махдии, расположенной на вытянутом в море полуострове, сохранились памятники той эпохи: Скифа аль-Кала (Темные ворота), ведущие от моря в город, большая мечеть, руины султанского дворца, арсенала и замка более поздней постройки Бордж-аль-Кебир.

Можно вспомнить о многих других событиях в истории Туниса и об их памятниках, будь то Большая мечеть IX в. в древнем Сфаксе, втором городе страны, или малые города и селения, у каждого из которых своя неповторимая судьба и свое лицо.

К концу XIII века Магриб постепенно терял свою самостоятельность, и в начале XVI в. здесь появились турки-османы, правившие более трех столетий. В 1881 г. Тунис был захвачен французами, которые установили протекторат над страной, длившийся до 1956 г. С этой даты для тунисцев начинается новая страница их истории.


На пути к современному обществу

Огромную роль в борьбе за независимость страны сыграл Хабиб Бургиба (1903-2000 гг.), ставший в 1957 г. первым президентом Тунисской Республики. За минувшие полвека Тунис достиг больших успехов в укреплении национального суверенитета, в поэтапном развитии экономики, образования и культуры.

Одним из первых шагов правительства Бургибы явилось принятие Кодекса гражданского состояния, согласно которому была реформирована система брачно-семейных отношений, запрещено многоженство, учреждена гражданская регистрация брака, введено равенство сторон при разводе, а чуть позже были предоставлены политические права женщинам.

При этом правительство пошло на такой рискованный шаг, как урезание имущественных прав мусульманского духовенства, приняв закон о секуляризации и национализации хабусов (земель и другого имущества, переданного на религиозные и благотворительные нужды). Свободные от налогов хабусы служили важным источником существования духовенства. После секуляризации государство было вынуждено взять на себя расходы по содержанию духовенства.

Была также упразднена система шариатских судов, и началась реформа системы образования с целью придания ей светского характера. Даже старейшая богословская семинария аз-Зитуна в городе Тунисе была передана в ведение Министерства образования и превращена в государственный университет. Позже он был упразднен и включен в качестве отдельного факультета в структуру вновь созданного Тунисского университета.

Все эти мероприятия проходили под лозунгами модернизации общества, борьбы с пережитками прошлого, создания светского государства, хотя ранее реформаторские идеи исламского образца не получили распространения в стране.

Огромную роль в проводимых реформах, в том числе в области религии, играл, несомненно, сам Хабиб Бургиба, хорошо знакомый с опытом Запада, в частности Франции. Но попытки подражания западным образцам стали создавать определенные проблемы для руководства страны, и это не могло не коснуться вопросов религии.

Первые преобразования в религиозной сфере нашли отклик в тунисском обществе. Например, власти не препятствовали женщинам отказываться от хиджаба (традиционного платка). Но дело приняло совсем другой оборот, когда были поставлены под сомнение некоторые из основных столпов ислама, в частности, когда правительство начало кампанию против традиционного поста в месяц Рамадан и против совершения хаджа - паломничества в Мекку.

Это переполнило чашу терпения тех, кто и ранее с опаской относился к реформам правительства. В тунисском обществе стали возникать оппозиционные движения, выступавшие за неукоснительное соблюдение исламских принципов и за возврат к первоначальным основам ислама. Но, безусловно, их нельзя сравнивать с современными мусульманскими радикалами, действующими в разных странах и выступающими под религиозными лозунгами с крайне экстремистских позиций.

В стране стали создаваться различные исламские организации, в том числе Ассоциация в защиту Корана при Тунисском университете. Власти пытались подавить оппозицию репрессивными мерами, вплоть до арестов, но тщетно. Оппозиционное движение имело широкую социальную базу, включающую не только крестьян, средние и низшие слои горожан, но и учащуюся молодежь. Понимая это, правительство приняло ряд мер, создав, в частности, Высший исламский совет и введя пост госсекретаря по делам религии при премьер-министре. Но эти и другие меры принимались уже тогда, когда в стране остро встал вопрос о смене власти.

В результате "конституционного переворота" престарелый Хабиб Бургиба в ноябре 1987 г. был вынужден оставить свой пост, а к власти пришел бывший премьер-министр Зин аль-Абидин бен Али, которого чаще именуют просто бен Али.

Хорошо понимая значение ислама в жизни общества, новый президент объявил о принятии целого ряда мер по укреплению господствующей религии в стране, которые коснулись самых разных ее аспектов. К этим мерам можно отнести изучение Корана в учебных заведениях и строительство новых мечетей, подготовка священнослужителей и издание религиозной периодики, денежные пособия для паломников в Мекку, амнистия ранее осужденных исламских лидеров и т.д.

Тем не менее неизменным остался прежний правительственный курс на сохранение светского характера государства и ограничение роли религии в политике. В частности, было запрещено обсуждать в мечетях политические вопросы. В этом мог убедиться и автор этих строк, посетивший одну из тунисских мечетей в пятницу.

В тот день с традиционной проповедью выступал имам - гость из Марокко. Стараясь не касаться политических тем, он вкратце рассказал о положении ислама в своей стране. В основном имам говорил о духовных ценностях исламского наследия и необходимости донести их прежде всего до молодежи, которой было очень много в мечети. Кстати, молодежь составляет половину 10-миллионного населения Туниса, а число учащихся достигает 2,3 млн.


Тунисский опыт

Страна добилась большого прогресса в области просвещения. Унаследовав все лучшее от французской системы светского образования, она стремится идти в ногу с исламским миром, проводя политику "арабизации" в системе просвещения. Сюда входит процесс обучения ряду предметов на арабском языке.

Несмотря на проведенную в стране секуляризацию, преподавание основ ислама сохраняется в системе школьного образования. Власти страны делают все возможное для того, чтобы, с одной стороны, сохранить свое богатое культурно-историческое наследие, а с другой - использовать достижения современной цивилизации в интересах народа. Безусловно, в Тунисе есть и ряд нерешенных проблем, но они носят в основном внутренний характер.

Тем не менее тунисский опыт представляется весьма интересным, в том числе с точки зрения тех дискуссий, которые ныне ведутся по проблемам сосуществования разных цивилизаций и решения этноконфессиональных проблем. Грань, разделяющая традицию и прогресс, здоровый консерватизм и модернизацию, духовное и светское, довольно тонка... Достаточно где-то притормозить или, наоборот, ускорить те или иные процессы, как последует взрыв или будут созданы предпосылки для такого взрыва в последующем.

Особенностью тунисского общества является толерантность к иному. Несмотря на то что население республики на 99% составляют мусульмане, на ее территории проживают верующие и других религий. Тунисская Конституция гарантирует им свободное отправление религиозного культа при условии, если это "не нарушает общественного порядка".

Из других религиозных общин наиболее многочисленными являются христианские: католики, протестанты и православные. К числу первых относятся выходцы прежде всего из Франции и Италии. В самом центре города Туниса, на авеню Хабиба Бургибы, высится построенный в 1882 г. внушительный католический кафедральный собор. Неподалеку от него, на авеню Мухаммада V, стоит православная церковь Св. Николая Чудотворца. Другой православный храм находится в портовом городе Бизерта. Его история связана с историей российской черноморской эскадры, укрывшейся здесь после Гражданской войны.

В Тунисе проживают около 20 тыс. иудеев. Часть из них - это потомки тех, кто вынужден был бежать из Испании, когда там в конце XV в. гонения на мусульман и последователей иудаизма достигли своего пика. Другая часть евреев обосновалась в Тунисе в незапамятные времена. Они поселились на острове Джерба, ныне известном многим туристам. Согласно легенде, это были евреи, бежавшие из Иерусалима, разрушенного вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н.э. На Джербе, рядом с мечетями, мирно соседствует древняя синагога Эль-Гриба, один из центров паломничества иудеев. Полагают, что в ней сохранился фундамент, относящийся к V в. до н.э., и здесь же хранятся древнейшие тексты Торы, или Пятикнижия Моисеева.

Нередко Тунис называют наиболее развитым государством "третьего мира", где с уважением относятся ко всем независимо от их этнической или религиозной принадлежности. Интересно, что теперь в учебные программы тунисских школ вводится факультативное изучение русского языка, вызванное растущим потоком россиян, приезжающих в Тунис, чтобы воочию увидеть эту жемчужину Северной Африки.

Статья из Независимой газеты 1999-2000
Автор: Гамэр Анварович Баутдинов - публицист, член Союза журналистов России


 
Связанные ссылки
· Больше про История Туниса
· Новость от olegiv


Самая читаемая статья: История Туниса:
Французские колонизаторы


Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

Re: Зеленое знамя над Карфагеном (Всего: 1)
от julia_dr на 28/01/2008
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
спасибо за интересную статью




Тунис :: Tunisie.Ru
All logos and trademarks in this site are property of their respective owner. The comments, photos are property of their posters, all the rest © 2001 - 2012 by Tunisie.Ru Infocentre
Открытие страницы: 0.20 секунды